Гвардии старший лейтенант Михаил Кузнецов воевал с первых дней Великой Отечественной, чудом вырвавшись из осажденной Брестской крепости с несколькими бойцами.
С августа 1941-го занимал должность политрука минометной роты 537-го стрелкового полка на Западном фронте. В ноябре его перевели на Юго-Западный фронт в 622-й СП, где Кузнецов показал себя отличным разведчиком. Он отправлялся в ночные рейды по тылам противника, устраивал диверсии, брал пленных. После того как в декабре доставил в штаб шестого по счету языка, стал командиром роты автоматчиков.
Весь 1942-й Кузнецов ходил за линию фронта. Его автоматчики отличились 20 ноября при наступлении на хутор Средне-Царицынский. Рота незамеченной зашла в тыл колонне фашистов и перебила весь личный состав артиллерийского дивизиона, захватив в плен командира со штабными документами, 16 исправных пушек и 96 лошадей.
На этом рейд не закончился. Кузнецов отправил двоих автоматчиков вместе с «трофейным» немцем к своим, а сам решил выбить гитлеровцев из хутора, используя захваченную артиллерию. Его бойцы обстреляли вражеские укрепления из пушек и быстро подавили сопротивление — к атаке из собственного тыла немцы не были готовы. Автоматчики захватили Средне-Царицынский всего за 15 минут.
В конечном счете они уничтожили до батальона пехоты противника, захватили 27 пушек, 196 лошадей, 27 ручных пулеметов, четыре миномета, 17 автоматов, семь автомашин и склад с боеприпасами. Рота потерь не понесла.
За этот бой гвардии старшего лейтенанта Михаила Кузнецова в феврале 1943-го наградили Золотой Звездой Героя Советского Союза. Как отмечено в наградном листе, к тому моменту офицер лично уничтожил 88 гитлеровцев, доставил из-за линии фронта 64 языка, был ранен пять раз.