Поиск материала велся в рамках трех тем: "метапредмет", "клиповость-понятийность", "креативные подходы" в аспекте изучения английского языка.
1)Одним из положительных моментов существования метапредметного подхода в современном образовании является возможность перейти от разделения знаний на предметы, при этом появляется целостное восприятие мира учеником. В сознании ребенка формируется целостная картина мира.
Говоря о метапредметном подходе, следует отметить основные научные школы, разрабатывающие данное направление.
Прежде всего, по мнению А. Г. Асмолова, метапредметное обучение, как результат, представляет собой овладение универсальными учебными действиями, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а также способность учащегося самостоятельно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса.
Кроме того, Лебедев О. Е. считает, что современный ученик способен решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний благодаря компетентностному подходу, который не отрицает значение знаний, но акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. С данной позиции непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей, т. е. способность учащихся самостоятельно действовать в ситуации неопределенности при решении актуальных для них проблем
В научной школе А. В. Хуторского метапредметный подход основывается на принципе человекосообразности–выявить, раскрыть и реализовать потенциал каждого человека. Автор рассматривает метапредметное содержание образования и метапредметную деятельность ученика в связке с соответствующим предметным содержанием и предметной деятельностью.
Ю. В. Громыко, исходя из основной мировоззренческой модели выдающегося психолога В. В. Давыдова, считает, что принцип «метапредметности» состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе с любым предметным материалом.
Анализ научных работ Г. А. Андриановой, А. Д. Короля, С. Г. Полищук, Т. В. Свитовой, Ю. В. Скрипкиной, А. В. Хуторского показывает, что образование при метапредметном подходе в обучении понимается буквально как образовывание человека–созидание, создание им образовательных продуктов, как внутренних, так и внешних.
2)«Клиповое мышление» – термин, предложенный известным философом В.С. Степиным, которым он определяет состояние сознания современного молодого поколения, получившего образование в 1990-х годах: «В результате студенты плохо “держат мысль”, соскальзывают в процессе рассуждения с основной темы на другие, лишь по аналогии связанные с главной»
«Противоположностью этому типу сознания, – продолжает исследователь, – выступает научная рациональность, стержнем которой является системное мышление. Оно предполагает логически последовательное рассуждение, аргументированность и обоснованность высказываний. Это мышление не возникает само по себе в обыденной жизни, его нужно формировать и культивировать со школьных лет. И достигается это прежде всего в процессе изучения фундаментальных наук: математики, физики, химии, биологии в соединении с науками гуманитарного цикла. При изучении фундаментальных наук усваиваются не только знания, но и образцы рассуждения, формируются особые ментальные программы логически последовательного мышления»
М. А. Антипов, кандидат философских наук. Ниже приведен отрывок из книги:“КЛИПОВОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК АТРИБУТ ТЕХНОГЕННОГО ОБЩЕСТВА”.
Клиповое мышление во- первых ориентирует преимущественно не на графический текст, а на образ, оказывающий комплексное воздействие на сознание человека через изображение и звук. Во-вторых, оно не предполагает длительной сосредоточенности внимания на определенном тексте: личность переключает внимание и восприятие с клипа на клипа, с фрагмента на фрагмент, с сайта на сайт. Это ведет к формированию мозаичной, эклектичной картины мира, в которой отсутствует целостность и системность. Носитель клипового мышления - это продукт цифровой эпохи, адаптированный к информационному буму, но расплачивающийся за это дефицитом осмысленности, глубокого понимания мира и событий, в нем происходящих.
Рада Михайловна Грановская, доктор психологических наук, профессор СПбГУ. Из выступления на втором съезде РВС, посвященном проблемам образования:
“Итак, современный молодой человек работает очень быстро, и эта скорость меняет его психику. Раньше мы были, что называется, «людьми книги». Мы учились и воспитывались на последовательных текстах. Теперь молодой человек воспринимает быстрее, предпочитает картинки, а не тексты, и психика его работает по-другому не только в смысле восприятия, но и в смысле мышления.
Их мышление тоже совершенно другое и получило специальное название «клиповое мышление». Клиповое мышление — это мышление блоками. … в итоге простые задач они решают быстро, а сложные задачи вообще не умеют решать”.
3) Способы креативности
Театральные постановки на уроке — сильнейшая мотивация к изучению языка, они помогают создать языковую среду, приближенную к естественной. Например, использование театральной игры на уроках показало эффективность этого приема, прежде всего, для развития навыков и умений в области подготовительной устной речи.
Обучение иностранному языку на основе интерактивного метода способствует сплочению коллектива, формированию общительности, благоприятного психологического климата в учебной группе, прочному усвоению знаний. Ход и результат обучения приобретают личную значимость для всех участников процесса и позволяют развить у обучающихся способность самостоятельного решения проблемы.
Метод опоры на физические действия. Разработан психологом Дж.Ашером. Суть его в том, что при обучении иностранному языку необходимо имитировать процесс овладение детьми родным языком, который усваивается одновременно с выполнением определенных физических действий.
НЛП. Раскрывает резервные возможности личности при погружении ее в языковое пространство.
Теория множественного интеллекта (Говард Гарднер). Эту теорию применяют на всех уровнях обучения. Суть: развитие понимания. Годится для разработки новых учебных подходов.